Отмывание денег через госзакупки – норма нашего времени, считают банкиры

12.12.2013

Национальный платежный совет подготовил отчет, о том, как клиенты более 100-та российский банков отмывают денежные средства, и как изменился их масштаб. По сообщению представителя НПС, все данные были переданы в Росфинмониторинг и Центральный Банк.

Текущая борьба государства с легализацией не останавливает мошенников – считают наблюдатели банков. Более 67% респондентов уверены, что риски в таких преступлениях остаются прежними, и не меняются как в банковских, так в и национальных платежных системах. Но, изменения предпочтений все же наблюдаются. Так в лидеры списка самых распространенных схем по легализации незаконных доходов вошли операции, полученные от государственных заказчиков. За них отдали свой голос около 70% банкиров, что почти в два раза больше, чем годом ранее.

По мнению сотрудников центра размещения госзаказа всему виной новая система закупок, которая заработает в 2014 году. Ведь из-за нее поменяются правила закупок, а чиновники, которые хотят подзаработать по старой схеме, так сказать, поспешили «успеть». К тому же, заработает и федеральная контрактная система, которая внесет многие изменения в текущий порядок. По скромным подсчетам экспертов из Высшей школы экономики, работа ФКС позволит сэкономить государству не менее 1 трлн. рублей (или 20% от консолидированного заказа).

И это понятно. Учитывая, что действующий до 2014 года закон о госзакупках регулирует исключительно процесс размещения заказа, остаются условия манипулирования условиями тендера на стадии формирования технического задания, а исполнение контракта практически не ограничивается. ФКС в свою очередь, будет регулировать закупку от начала и до его конечного исполнения. Но какая из систем будет эффективнее, ведь основной формой закупок станет не аукцион, а конкурс, который будет напрямую зависеть от усмотрений чиновника, пока не известно.

Скорее всего, схемы станут сложнее, и от традиционных схем придется отказываться (деньги, полученные от государственного заказчика, отмываются через юрисдикции с низкими налогами, потом в оффшоры). Бюджетные же деньги из России вовсе не выводятся, но используются длинные и сложные цепочки.

При закупках конкретного товара еще просто увидеть отмывание доходов, но вот при контракте на оказание услуг от госзаказчика практически не возможно. Текущая практика предполагает проверку участников тендера банками, на стадии выдачи им гарантии. Она слаба, признаются банкиры, ведь проверяют лишь один критерий – выполняла ли компания ранее государственные заказы. Более тщательная проверка стоит ресурсов, и проводиться, если участник просит кредит. Осложняет и основа коррупции при госзакупках – откаты, которые зачастую и приносят в банк нечистые на руку клиенты, а у банка нет возможности проверить историю денег.

Банки давно не слишком внимательно следят за деятельностью своих клиентов, ведь государственные закупки всегда были непрозрачными. Но, со следующего года, в связи с возросшим давлением со стороны ЦБ и Росфинмониторинга, схемы могут заметно подорожать. Уже с лета 2014 года банков обяжут выявлять бенефициантов своих клиентов. Одну лицензию на банковскую деятельность уже отозвали, и скорее всего, это будет не последний случай подобного наказания.


 
(499) 403 10 76