Банковская гарантия в госзакупках

29.07.2013
Для чего нужная банковская гарантия при госзакупках

Получение государственного или муниципального заказа сегодня невозможно без наличия дополнительного обеспечения. Оно предоставляет заказчику гарантию того, что контракт будет выполнен. Госзакупка – не исключение, однако здесь имеются свои особенности. Используя тендерный механизм, государство приобретает товары или услуги за средства государственного бюджета. Учитывая то, кто выступает потребителем, государственные закупки требуют повышенного уровня ответственности поставщика. Речь идет о гарантии.

Банковская гарантия способствует минимизации рисков для заказчика (государства) и является одним из наиболее распространенных способов обеспечить обязательства поставщика. Так исполнитель договора может доказать свою серьезность и готовность выполнить заказ своевременно, качественно и в полном объеме. Схема проста: участнику тендера (заявителю) гарантом выдается обязательство, согласно которому организатор торгов получает от него определенную суму денег, если обязательства, указанные в договоре, не выполняются. Бенефициар для получения этой суммы должен обратиться в банк-гарант, предъявив требование по выплате. Финансовое учреждение в свою очередь становится ответственным за выполнение государственного заказа, а это возможно только в том случае, если банк уверен в своем клиенте. Поэтому перед предоставлением исполнителю госзаказа гарантии, банк проводит тщательную проверку финансового состояния клиента, изучая его финансовую отчетность, кредитную историю и деятельность компании за несколько лет.

Получение тендерной гарантии состоит из нескольких этапов. Государство требует ее предоставление по нескольким причинам. Первая – желание ограничить действия участников конкурсных торгов. Так, после предоставления предложения, обеспеченного гарантией, они становятся заложниками своих же задекларированных условий. Иными словами, если участник предложил поставку товаров с демпинговой ценой и огромной отсрочкой их оплаты, он будет вынужден соблюдать все эти условия. Вторая – слабые участники сразу же автоматически отсеиваются. Так, если финансовое состояние клиента оценено банком как неудовлетворительное, то гарантия предоставлена не будет. Помимо этого банк требует залог в качестве обеспечения, а таким залогом все чаще становится депозит. И последняя – третья – банковская гарантия почти со 100-процентной вероятностью позволяет избежать участия в конкурсных торгах недобросовестных участников. Оформление требует определенных расходов, а недобросовестные участники принимают участие в подобных торгах только если они бесплатные и если отсутствует какая-либо ответственность за свои действия.
Помимо банковской гарантии участник тендера может воспользоваться и другими способами обеспечения, такими как денежный залог или поручительство. Но только гарантия способна свести риск обеих сторон сделки к минимуму, оптимально сокращая затраты исполнителя. Так, в данной ситуации участнику торгов нет необходимости отвлекать оборотный капитал из производства или же брать дорогостоящий кредит, чтобы внести залог. Помимо этого, найти поручителя может оказаться сложным и длительным процессом, которого можно избежать, оформив гарантию.
Оформляя банковскую гарантию для выполнения госзаказа, следует помнить, что комиссия финансового учреждения может колебаться от 1 до 4 процентов от суммы обеспечения. Оформляется такая гарантия так же, как и кредит. Платеж банку может быть существенно ниже, если клиент, обратившийся за данной услугой, имеет стабильный хороший оборот, а его финансовые показатели стабильные. Гарантия банка позволяет сэкономить не только деньги, но и время, максимально защищая интересы обеих сторон от: отказа подписать тендерный договор после победы в торгах, внезапного изменения сделанного предложения конкурсных торгов и т.п.
Банковскую гарантию для госзаказа могут использовать как физические, так и юридические лица. Значение для гаранта имеет лишь финансовое состояние клиента, его кредитоспособность и кредитная история.

 
(499) 403 10 76