О новой контрактной системе закупок

06.12.2013
Особенности контрактной системы закупок

Екатерина Лизина – председатель правления Негосударственного партнерства «Экспертное сообщество профессионалов госзаказа». Она считает, что введение контрактной системы приведет к решению многих вопросов, которые появлялись по ФЗ-94 о государственных закупках. Новые правила предполагают оценку исполнения контрактов и планирования закупок. В текущей ситуации в стране это крайне важно. Основные плюсы нововведения: появление реестра банковских гарантий, антидемпинговых мер, возможности менять объем товаров, услуг или работ при непосредственном исполнении контракта до 10%. Но, есть и минусы, проблемы и неисполняемые нормы.

Одна из очевидных проблем является требование, чтобы с 2016 года у всех специалистов контрактной службы имелось специальное высшее образование. Эта программа должна быть не только разработана, но еще и сертифицирована, что, безусловно, является неисполнимой нормой и вызывает много вопросов.

Не говоря уже о том, что в законе о контрактной системе имеется несопоставимые и противоречивые цели. Например, появится возможность применения популярных антидемпинговых мер (скажем, если цена исполнителя меньше минимальной на 25,30 и более процентов при «дорогом» (от 15 млн. рублей) контракте – можно повысить размер обеспечения контракта). В то же время, согласно проекту постановления о методике оценки заявок увеличивается вес ценового критерия, то есть за самую низкую предложенную цену дается 100 баллов. А если учитывать, что наивысшею оценку давали только в случае нулевой цены, а не как будет – за самую низкую. Выходит, что министерство одновременно и борется с демпингом, и помогает его применению.

Проблемы есть и в тендерах связанных со строительством. Сейчас уже имеется проект распоряжения правительства, утверждающих список товаров, услуг и работ, которые размещаются и проводятся на электронных аукционах. В нем имеется и тематика строительство – так для Москвы и Санкт-Петербурга до 150 млн. рублей и для остальных регионов до 50 млн. рублей. Только вот отсутствует главное - предквалификация. Если по еще действующему законодательству о государственных закупках такая возможность имеется при условии, что контракт дороже 50 млн. рублей, то в новом нет ни слова. Например, раньше хотя бы можно было поинтересоваться у участников конкурса, выполняли ли они подобные строительные работы ранние.

Никто не станет оспаривать мнение, что те нормативно-правовые акты, появляющиеся сейчас с очень высокой скоростью, имеют большое количество ляпов, которые еще предстоит исправлять. Единственно, что остается загадкой для Екатерины Лезиной, почему не захотели совершенствовать ФЗ-94 о государственных закупках, а стали создавать новую систему закупок, которую еще предстоит корректировать, а так же вносить большое количество поправок.


 
(499) 403 10 76