Тендерные закупки. Преимущества и проблемы.
04.07.2013 |
![]() Понятие "тендер" уже давно прижилось в практике закупок. Это так называемый конкурс, который проводит заказчик (или покупатель) среди поставщиков, чтобы отобрать наиболее приемлемое предложение. Если говорить, например, о тендерах, проводимых коммерческими компаниями, то они необходимы, потому что участие в них:
Вы выигрываете по нескольким позициям одновременно:
В последние годы в закупочной практике повысился интерес к тендерным закупкам. Но все-таки в некоторых случаях организаторам торгов не достает опыта и знаний для достижения адекватной экономии средств и ресурсов, участники же жалуются на то, что кроме "честных" тендеров, существуют "купленные" или "псевдотендеры".
Ловушкой для заказчиков, к примеру, может послужить юридически неграмотный тендерный запрос. Речь идет не о дырах в законодательстве, а о правильной формулировке требований, чтобы избежать их двоякого толкования. Бывают случаи, когда некорректно сформулированными условиями подрядчики манипулируют, сводя к минимуму свои коммерческие риски и цену, что позволяет им диктовать свои условия заказчикам. В итоге, для организатора пропадает эффект от снижения цены, который являлся целью этого тендера. Невзирая на недавнее распространение термина «тендер», в закупочной практике уже сложилось устойчивое разделение его на «честный» и «купленный». Для того чтобы не попасть в ангажированный конкурс подрядчиков, есть несколько несложных правил, позволяющих отличить честные торги от «купленных» или «псевдотендеров», известных любому профессионалу, работающему в области сопровождения тендеров. Вообще тендеры – отличная возможность для получения профессионального опыта, потому как учиться лучше не теоретически, а выполняя конкретную работу для определенного клиента. Таким способом многие развивающиеся компании нарабатывают хороший опыт, который впоследствии используют в качестве рабочего инструмента для участия в подлинных тендерах. Распространено еще одно заблуждение участников: «Все определяет цена». Выбирать поставщика только на основании цены – дело весьма опасное. Большое влияние на людей, которые принимают решение, оказывают или демпинговые цены (это уже должно настораживать), или психологическое воздействие участников тендера. Есть еще небольшая сложность участия в закупках: тендер диктует волю заказчика, а значит, при её изменении непременно меняются и условия тендера. В коммерческих тендерах не принято оспаривать результаты, к тому же для этого не существует и официальной процедуры. Ведь здесь отсутствует общественная заинтересованность в продуктивном использовании средств заказчика, как в государственных тендерах. Тут заказчик сам решает, что для него продуктивно, а что – нет. В крупных компаниях с клиентом, который объявил тендер, работает большая команда специалистов. С клиентом встречаются, изучают его проблему, собирают обширную информацию о товаре (его свойствах, конкурентных марках), анализируют ситуацию на рынке, и только после этого готовят ответ по запросу предложения.
В настоящее время существует большое количество фирм, оказывающих услуги по юридическому сопровождению участия в тендерах, конкурсах, аукционах, куда всегда можно обратиться за помощью. Если вы не совсем уверены в своей компетентности в данном вопросе, не рискуйте – обратитесь к профессионалам и успех вам обеспечен! Тэги: |